Приветствую

Добро пожаловать, мой искушенный читатель, а раз ты здесь- то это именно так, ко мне в гости. Это блог - моя Копилка опыта. А значит он о разном. Здесь ты можешь найти много полезных вещей, развлечься и даже чему-то научиться, потому что мне важно, чтобы ты захотел прийти ко мне еще. ))) Я всегда открыта к обратной связи, буду рада твоим метким комментариям и пожеланиям от души.
Ну что, поехали!

четверг, 28 февраля 2008 г.

Самоидентичность - размышления

Сегодня меня мучают думы об образе себя, становлении этого образа, его развитии, самоидентичности. Все началось со статьи Вестника НЛП, в которой описывалась влияние идентичности преподавателя на своих студентов, а заодно и сила этой идентичности - есть желание с ней идентифицироваться или нет. Когда вы еще маленький, ваша семья состоит из множества людей, имеющих над вами власть. И поскольку в таком окружении может быть сложно сохранять границы собственного я, вы автоматически идентифицируете себя со своими родственниками. Это приводит к обучению через идентификацию, которое в значительной мере помогает вам строить свою личность. Вы бессознательно впитываете примеры, предлагаемые вашими близкими родственниками во время длительного и повторяющегося процесса воздействия. Когда мы становимся взрослее, мы в процессе обучения, если преподаватель вызывает позитивное эмоциональное отношение с ним идентифицируемся, часто бессознательно копируя, моделируя его модель поведения. НО: Если студент уверен в себе, то его образ себя будет позитивным, устойчивым и выраженным. В таком случае он не будет автоматически подавлен доминирующими персонификациями преподавателя. Студент может выбирать, с каким поведением он хочет идентифицироваться, а с каким нет. Мы можем ожидать задержку между сохранением поведенческих примеров и моментом идентификации. Такая задержка будет отсутствовать у студентов со слабым образом себя. Если происходит так, что им нравится преподаватель, то они немедленно попадут под его влияние. Они также соберут и неподходящие преподавательские поведенческие паттерны и могут быть весьма догматичными в следовании примерам преподавателя. Но ладно студент, хотя опять же, будучи студенткой и школьницей, на меня некоторые преподаватели очень сильно повлияли. Возникает другой закономерный вопрос: являясь уже студенткой, а преподавателем и даже ТРЕНЕРОМ - как создавать внутри себя этот устойчивый сильный образ, отражающий твою самоидентичность так, чтобы и другим хотелось с тобою себя идентифицировать??? 29 февраля Вчера мне казалась почему-то жизнь проще. Ну хочу я иметь четкую "сформированную" идентичность", которая и самой бы нравилась и другим была "приятна"...Если вспомнить модель Дилтса, то для простройки личности до уровня идентичности идешь снизу вверх (окружение - поведение-способности-убеждения) или верху вниз (начиная с убеждений) - тут я кстати задумалась: а как надо - сверху или снизу? Потом я вспомнила, что вообще-то неплохо бы с миссии своей начать...и туту вроде самое сложное с одной стороны, а с другой легкое - хочу помогать другим людям быть более "совершенными" (громко сказала, да? ну да главное, мне самой понятно)...Но черт возьми, сначала надо самой Стать такой Совершенной...И опять в тупик. Вспомнила, что где-то я в психологической литературе читала про кризис самоидентичности. О...вот, что мне нужно! Самоидентичность - соотнесенность себя с собой, восприятие собственного сознания как самотождественного, а себя самого как уникальной, онтологически целостной и самостоятельной личности. Критерий сформированности идентичности - способность Я признавать всю целостность собственной психической организации (несмотря на ее возрастающую структурированность, дифференцированность и сложность) как высокоиндивидуализированное, связное единство, которое на каждой ступени развития обладает определенной организацией и временныґм континуумом Прочла я - и прочувствовала себя прямо просветленной...но ненадолго. Но достаточно ли хорошо мы осознаём, в самом деле, кто мы такое? ...Отождествить себя со своими целями, решениями, чувствами, действиями? Или все-таки что-то другое??? И насчет временного континуума - задело... А еще у детей, Самоидентичность выполняет функцию самозащиты от страха «растекаемости» в усложняющихся отношениях с людьми. Иду думать...

3 комментария:

Silent observer комментирует...

Встречный вопрос - а зачем? :)
Приятно, когда уважают до подражания? Осознание этого щекотит Эго? Или может раскрываются возможности для манипуляции? ;)

А как вам ответ от обратного? Забыть о подражателях? :) Быть просто Человеком? Быть, а не казаться на словах. Думаете этого будет недостаточно?

psiheia комментирует...

Спасибо за первый комментарий и такой достаточно серьезный. :)
Я как-то в последнее время прихожу к выводу, что представление о человеке (его имидж для других) и сам человек - это две разные вещи. Первым нужно управлять, целенаправленно формировать, в первую очередь, как человеку, имеющему большое количество контактов с другими людьми. А Быть просто Человеком - это вот интересно - как? Если я не хочу быть ПРОСТО человеком, а хочу быть человеком с Большой Буквы. Имеющим внутренний стержень, силу воли, самодисциплину и контроль - к таким на мой взгляд тянутся люди и это невозможно "подделать", это сквозит через ВСЕ, и поведение и поступки и т.д.

P.S. Могу ли я попросить о доступе к вашему профилю. (Я здесь всего два дня и просто пытаюсь соориентироваться что к чему пока...)

Silent observer комментирует...

В Вашем вопросе целиком содержится ответ :)
"Быть просто Человеком" подразумевает внутренний стержень, силу воли, самодисциплину и т.д. в каждом поступке.
Исходя из этого, рецепт крайне просто формулируется: вкладываться в любое действие, поступок, решение.
Осуществлять, конечно же, немного сложней :)

Имидж vs сам человек - очень тонкая штука. Да, их можно делить, только это двойная трата сил + постоянное хождение по краю разоблачения (если имидж создан искусственно, не по делам). У Вас насколько мощная психика (или может быть полное отсутствие внешних стрессов), чтобы давать ей дополнительную нагрузку? ;)
Т.е. в имидже как таковом нет ничего страшного, если он целиком и полностью создается/контролируется вашими делами, а не словами.

P.S. доступ открыл, только там все равно было и будет пусто :)