Семь шагов для идеального сторителлинга!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ИНФОГРАФИКА-ШПАРГАЛКА ПО РАССКАЗЫВАНИЮ ИСТОРИЙ В ТРЕНИНГЕ.
Для того, чтобы рассказать отличную историю в своем тренинге или выступлении Вам необходимо следовать нескольким правилам.
ДЛЯ НАЧАЛА ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХОРОШЕЙ ИСТОРИИ.
- У хорошей истории должно быть начало, в котором описывается обычная жизнь Главного Героя (ГГ).
- Далее, в прелюдии к основному действию, перед ГГ должен возникнуть какой-то вопрос (дилемма, призыв, великая цель, возможность), который в дальнейшем станет основным мотивом к действию.
- В основной части истории происходят какие-то события, которые отнюдь не радуют ГГ.
- Кульминацией же этих событий становится трансформация ГГ, в ходе которой он/она получает ответы на вопросы, пользуется возможностью или достигает поставленной цели.
- И наконец описывается конец истории ГГ, в котором описывается его жизнь после всех вышеописанных событий.
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ВЫБЕРЕМ СЮЖЕТ ДЛЯ НАШЕЙ ИСТОРИИ И БУДЕМ СЛЕДОВАТЬ ВЫШЕОПИСАННЫМ СОВЕТАМ
На самом деле основных сюжетов несколько:
1. Преодоление монстра (Дракула, Семь самураев, Звездные войны).
- В начале истории описывается жизнь главного героя в ожидании последующих событий
- Побуждающим мотивом действовать для ГГ становится великая цель, введенная в рассказ различными способами
- Основной истории является то, как ГГ терпит неудачи на пути к своей цели.
- Развязкой является то, как ГГ достигает своей цели через победу над главным злодеем
- Концом истории становится чудесное спасение ГГ из лап монстра и счастливое продолжение жизни.
2. Из грязи в князи (Золушка, Алладин, Алита боевой ангел)
- В начале истории описывается обычная, ничем не примечательная жизнь ГГ в родном доме/мире.
- Завязкой истории является попадание ГГ в незнакомый, принципиально отличающийся другой мир
- Основным конфликтом истории являются трудности в новом мире, которые подстерегают ГГ на каждом шагу.
- Кульминацией истории становится полное преодоление неприятностей и приобретение власти, силы либо самостоятельности в новом мире
- Заключением логично становится счастливый конец
3. Приключение или Квест (Одиссея, Копи царя Соломона, Ной, Путешествие пилигрима)
- В начале описывается обычная жизнь ГГ, иногда в угнетении внешними обстоятельствами.
- Основным мотивом «сменить обстановку» для ГГ является появление какой-нибудь бОльшей опасности или искушения.
- Во время своего путешествия ГГ ждет много неприятных встреч и событий
- Наконец ГГ встречает на своем пути последнее, самое сложное, испытание и с успехом преодолевает его.
- В заключении ГГ счастлив и получает большой куш, это может быть воцарение на престол, своя жизнь, большое богатство и т.д.
4. Туда и обратно (Алиса в стране чудес, Назад в будущее, Третий человек, Кролик Питер, Властелин колец)
- В начале рассказа ГГ под действием внешних обстоятельств попадает в непривычную для себя среду, иногда в совершенно другой мир.
- Побуждающим мотивом для ГГ продолжать путешествие является восторг от происходящего в новом мире.
- Основной частью истории, или ее конфликтом, является враждебный окружающий мир и разочарование ГГ им.
- Развязкой истории становится преодоление ГГ враждебного окружения либо главного врага.
- Заключением же является радостное возвращение в свой родной, пусть и не такой чудесный, дом.
5. Драма (Ветер перемен, Война и мир)
- В начале истории описывается жизнь ГГ
- Лейтмотивом истории является растерянность ГГ куда ему двигаться дальше в жизни.
- Основой истории является описание того, как ГГ справляется с наступившей чередой роковых для него событий, иногда спровоцированными внешней средой.
- Кульминацией истории является описание того, как разрешилась для ГГ сложившаяся ситуация (Иногда ситуация разрешается под воздействием внешних обстоятельств) и как изменился при этом ГГ.
- Заключением истории становится не всегда счастливый конец ГГ.
6. Трагедия (Макбет, Бонни и Клайд, Юлий Цезарь, Реквием по мечте, Игра Престолов)
- В начале истории описывается жизнь ГГ в жадности и/или эгоизме и/или похоти
- Побуждающим мотивом что-то изменить для ГГ становится великая цель, введенная в рассказ различными способами.
- Основной истории является то, как ГГ терпит неудачи на пути к своей цели.
- Развязкой истории становится преодоление ГГ враждебного окружения либо главного, по его мнению, врага (не всегда воплощенного в человеческое обличие)
- В конце истории описывается потеря смысла жизни ГГ и/или его смерть.
7. Перерождение (Спящая красавица, Царевна лягушка, Шрек, Тор Рагнарёк)
- В начале истории описывается жизнь ГГ в неизвестности.
- Завязкой истории является небольшая угроза для ГГ, которую он с легкостью преодолевает (либо угроза отступает сама)
- Основным конфликтом истории является борьба с наступающим бОльшим злом
- Кульминацией истории является победа темных сил
- Заключением – чудесное спасение или перерождение.
ДАЛЕЕ ОСТАЕТСЯ ВЫБРАТЬ ОСНОВНОГО ГЕРОЯ ВАШЕГО РАССКАЗА.
Основных типажей тоже несколько:
- Проактивный герой - Король Артур, Лейлу (Пятый элемент)
- Реактивный герой – Бильбо Бэггинс
- Ценичный анти-герой – Хан Соло
- Трагичный анти-герой – Дарт Вэйдер
- Герой мифов – Геракл, Тор
- Герой одиночка – Индиана Джонс
- Катализатор – любой ментор (он является героем историй про ГГ)
ЕСЛИ ХОТИТЕ РАЗНООБРАЗИТЬ ВАШУ ИСТОРИЮ, ТО ВВЕДИТЕ В НЕЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
- Шаман - помощник, который помогает Герою найти свой путь
- Простак - в Европе придворный шут не обязательно был простаком. Он напоминал монарху о его собственной глупости и призывал к человечности
- Вестник - объявляет о проблемах и наступлении значительных перемен
- Тень - он/она представляет энергию темной стороны. Возможно, является ее проводником в наш Мир.
- Страж - защищает особый Мир и его секреты от Героя. Проводит необходимый тест, чтобы удостовериться в ценности и приверженности Героя.
- Анима/Анимус - физическая форма, через которую отражается состояние души или потребность в чем-то Героя.
- Оборотень - его «маска» вводит Героя в заблуждение, скрывая его истинные намерения
- Вторая половинка - любовный выбор Героя, иногда не до конца осознаваемый.
- Обманщик - он/она наслаждается нарушением существующего порядка, превращая Мир в хаос
- Ребенок - как олицетворение надежды и великих начинаний.
ДАЛЕЕ Я ПРИВЕДУ ПРИМЕР ОДНОЙ ИЗ ИСТОРИЙ, КОТОРУЮ ИСПОЛЬЗУЮ В ТРЕНИНГЕ ПЕРЕД ОДНИМ ИЗ БЛОКОВ ТЕОРИИ.
В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ И ПЕРЕМЕШАНЫ ДВА ТИПА ИСТОРИЙ: ДРАМА И ПЕРЕРОЖДЕНИЕ + ТЕХНИКИ "РАССКАЗ В РАССКАЗЕ" И "МЕТАФОРИЧЕСКИХ АНАЛОГИЙ"
В 2008 году, когда я только начинал свою работу руководителем, я был очень молод. Я работал в компании где конечно-же не было никакого корпоративного университета. У меня не было опыта руководящей работы и для меня каждое общение с подчиненными больше напоминало выход в боксерский ринг.
Я был растерян и честно хватался за любую соломинку, которую мне подкидывала судьба – книгу, совет и т.д.
Как-то я зашел подписать один документ к первому заму Владимиру Ивановичу и вдруг он спросил: «Как у тебя дела?». Я растерялся и что-то промямлил про то, что не всегда получается добиться от подчиненных того, что хочется.
Он посмотрел на меня из-под густых бровей и сказал: «Общение с подчиненными можно сравнить с поездкой на автомобиле. Сначала ты должен определить сам для себя как ты поедешь, как быстро тебе нужно доехать, а главное зачем ты туда едешь. А вот дальше начинается самое интересное. Ты начинаешь движение, выезжаешь на улицу, а там пробка. Ты должен посмотреть на часы и проконтролировать успеваешь ты или нет. Если у тебя есть запас времени, ты можешь и дальше стоять в пробке. А если тебе нужно на день рождения сына и ровно к определенному времени? Ты будешь менять маршрут искать другие пути как доехать до места. Самая главная задача и искусство водителя — это знать где могут быть пробки и вовремя их объехать чтобы успеть к нужному времени в нужное место. Точно так же и с подчиненными, ты должен знать где у них могут быть трудности, проконтролировать их в этих местах и в случае необходимости направить их по другому маршруту, чтобы они приехали в нужное место и к нужному сроку. Понимаешь?»
Тогда я сказал, что понимаю, поблагодарил за совет, подписал документ и ушел.
На самом деле я ничего не понял, но придя на рабочее место я начал искать теорию. Со временем я понял, что он говорил про различные типы управленческого воздействия, которые должен оказывать на своих подчиненный руководитель, про промежуточный контроль и обратную связь, про постановку задачи и про финальный контроль. Да, я это понял далеко не сразу, но тот совет запомнился мне на многие годы.
Опираясь на изученный материал, я стал менять свое общение с подчиненными, они стали отвечать мне сторицей. И я был был бесконечно рад за то, что Владимир Иванович подсказал мне, куда мне нужно двигаться.
Далее я буду давать вам именно тот материал, который изменил многое в моем общении с подчиненными из роли руководителя. Он позволит вам в своей работе, не наломать много дров и не набить много шишек как это сделал я, когда только начинал свой путь как руководитель.
Вот и все. Ваша история готова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий