Приветствую

Добро пожаловать, мой искушенный читатель, а раз ты здесь- то это именно так, ко мне в гости. Это блог - моя Копилка опыта. А значит он о разном. Здесь ты можешь найти много полезных вещей, развлечься и даже чему-то научиться, потому что мне важно, чтобы ты захотел прийти ко мне еще. ))) Я всегда открыта к обратной связи, буду рада твоим метким комментариям и пожеланиям от души.
Ну что, поехали!

среда, 8 января 2020 г.

7 шагов для идеального сторителлинга

Семь шагов для идеального сторителлинга!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ИНФОГРАФИКА-ШПАРГАЛКА ПО РАССКАЗЫВАНИЮ ИСТОРИЙ В ТРЕНИНГЕ.

Для того, чтобы рассказать отличную историю в своем тренинге или выступлении Вам необходимо следовать нескольким правилам.

ДЛЯ НАЧАЛА ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХОРОШЕЙ ИСТОРИИ.

  1. У хорошей истории должно быть начало, в котором описывается обычная жизнь Главного Героя (ГГ).
  2. Далее, в прелюдии к основному действию, перед ГГ должен возникнуть какой-то вопрос (дилемма, призыв, великая цель, возможность), который в дальнейшем станет основным мотивом к действию.
  3. В основной части истории происходят какие-то события, которые отнюдь не радуют ГГ.
  4. Кульминацией же этих событий становится трансформация ГГ, в ходе которой он/она получает ответы на вопросы, пользуется возможностью или достигает поставленной цели.
  5. И наконец описывается конец истории ГГ, в котором описывается его жизнь после всех вышеописанных событий.

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ВЫБЕРЕМ СЮЖЕТ ДЛЯ НАШЕЙ ИСТОРИИ И БУДЕМ СЛЕДОВАТЬ ВЫШЕОПИСАННЫМ СОВЕТАМ

На самом деле основных сюжетов несколько:





1. Преодоление монстра (Дракула, Семь самураев, Звездные войны).
  • В начале истории описывается жизнь главного героя в ожидании последующих событий
  • Побуждающим мотивом действовать для ГГ становится великая цель, введенная в рассказ различными способами
  • Основной истории является то, как ГГ терпит неудачи на пути к своей цели.
  • Развязкой является то, как ГГ достигает своей цели через победу над главным злодеем
  • Концом истории становится чудесное спасение ГГ из лап монстра и счастливое продолжение жизни.


2. Из грязи в князи (Золушка, Алладин, Алита боевой ангел)
  • В начале истории описывается обычная, ничем не примечательная жизнь ГГ в родном доме/мире.
  • Завязкой истории является попадание ГГ в незнакомый, принципиально отличающийся другой мир
  • Основным конфликтом истории являются трудности в новом мире, которые подстерегают ГГ на каждом шагу.
  • Кульминацией истории становится полное преодоление неприятностей и приобретение власти, силы либо самостоятельности в новом мире
  • Заключением логично становится счастливый конец


3. Приключение или Квест (Одиссея, Копи царя Соломона, Ной, Путешествие пилигрима)
  • В начале описывается обычная жизнь ГГ, иногда в угнетении внешними обстоятельствами.
  • Основным мотивом «сменить обстановку» для ГГ является появление какой-нибудь бОльшей опасности или искушения.
  • Во время своего путешествия ГГ ждет много неприятных встреч и событий
  • Наконец ГГ встречает на своем пути последнее, самое сложное, испытание и с успехом преодолевает его.
  • В заключении ГГ счастлив и получает большой куш, это может быть воцарение на престол, своя жизнь, большое богатство и т.д.

4. Туда и обратно (Алиса в стране чудес, Назад в будущее, Третий человек, Кролик Питер, Властелин колец)
  • В начале рассказа ГГ под действием внешних обстоятельств попадает в непривычную для себя среду, иногда в совершенно другой мир.
  • Побуждающим мотивом для ГГ продолжать путешествие является восторг от происходящего в новом мире.
  • Основной частью истории, или ее конфликтом, является враждебный окружающий мир и разочарование ГГ им.
  • Развязкой истории становится преодоление ГГ враждебного окружения либо главного врага.
  • Заключением же является радостное возвращение в свой родной, пусть и не такой чудесный, дом.

5. Драма (Ветер перемен, Война и мир)
  • В начале истории описывается жизнь ГГ
  • Лейтмотивом истории является растерянность ГГ куда ему двигаться дальше в жизни.
  • Основой истории является описание того, как ГГ справляется с наступившей чередой роковых для него событий, иногда спровоцированными внешней средой.
  • Кульминацией истории является описание того, как разрешилась для ГГ сложившаяся ситуация (Иногда ситуация разрешается под воздействием внешних обстоятельств) и как изменился при этом ГГ.
  • Заключением истории становится не всегда счастливый конец ГГ.

6. Трагедия (Макбет, Бонни и Клайд, Юлий Цезарь, Реквием по мечте, Игра Престолов)
  • В начале истории описывается жизнь ГГ в жадности и/или эгоизме и/или похоти
  • Побуждающим мотивом что-то изменить для ГГ становится великая цель, введенная в рассказ различными способами.
  • Основной истории является то, как ГГ терпит неудачи на пути к своей цели.
  • Развязкой истории становится преодоление ГГ враждебного окружения либо главного, по его мнению, врага (не всегда воплощенного в человеческое обличие)
  • В конце истории описывается потеря смысла жизни ГГ и/или его смерть.

7. Перерождение (Спящая красавица, Царевна лягушка, Шрек, Тор Рагнарёк)
  • В начале истории описывается жизнь ГГ в неизвестности.
  • Завязкой истории является небольшая угроза для ГГ, которую он с легкостью преодолевает (либо угроза отступает сама)
  • Основным конфликтом истории является борьба с наступающим бОльшим злом
  • Кульминацией истории является победа темных сил
  • Заключением – чудесное спасение или перерождение.

ДАЛЕЕ ОСТАЕТСЯ ВЫБРАТЬ ОСНОВНОГО ГЕРОЯ ВАШЕГО РАССКАЗА.



Основных типажей тоже несколько:
  • Проактивный герой - Король Артур, Лейлу (Пятый элемент)
  • Реактивный герой – Бильбо Бэггинс
  • Ценичный анти-герой – Хан Соло
  • Трагичный анти-герой – Дарт Вэйдер
  • Герой мифов – Геракл, Тор
  • Герой одиночка – Индиана Джонс
  • Катализатор – любой ментор (он является героем историй про ГГ)

ЕСЛИ ХОТИТЕ РАЗНООБРАЗИТЬ ВАШУ ИСТОРИЮ, ТО ВВЕДИТЕ В НЕЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ

  • Шаман - помощник, который помогает Герою найти свой путь
  • Простак - в Европе придворный шут не обязательно был простаком. Он напоминал монарху о его собственной глупости и призывал к человечности
  • Вестник - объявляет о проблемах и наступлении значительных перемен
  • Тень - он/она представляет энергию темной стороны. Возможно, является ее проводником в наш Мир.
  • Страж - защищает особый Мир и его секреты от Героя. Проводит необходимый тест, чтобы удостовериться в ценности и приверженности Героя.
  • Анима/Анимус - физическая форма, через которую отражается состояние души или потребность в чем-то Героя.
  • Оборотень - его «маска» вводит Героя в заблуждение, скрывая его истинные намерения
  • Вторая половинка - любовный выбор Героя, иногда не до конца осознаваемый.
  • Обманщик - он/она наслаждается нарушением существующего порядка, превращая Мир в хаос
  • Ребенок - как олицетворение надежды и великих начинаний.


ДАЛЕЕ Я ПРИВЕДУ ПРИМЕР ОДНОЙ ИЗ ИСТОРИЙ, КОТОРУЮ ИСПОЛЬЗУЮ В ТРЕНИНГЕ ПЕРЕД ОДНИМ ИЗ БЛОКОВ ТЕОРИИ.

В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ И ПЕРЕМЕШАНЫ ДВА ТИПА ИСТОРИЙ: ДРАМА И ПЕРЕРОЖДЕНИЕ + ТЕХНИКИ "РАССКАЗ В РАССКАЗЕ" И "МЕТАФОРИЧЕСКИХ АНАЛОГИЙ"


В 2008 году, когда я только начинал свою работу руководителем, я был очень молод. Я работал в компании где конечно-же не было никакого корпоративного университета. У меня не было опыта руководящей работы и для меня каждое общение с подчиненными больше напоминало выход в боксерский ринг.
Я был растерян и честно хватался за любую соломинку, которую мне подкидывала судьба – книгу, совет и т.д.
Как-то я зашел подписать один документ к первому заму Владимиру Ивановичу и вдруг он спросил: «Как у тебя дела?». Я растерялся и что-то промямлил про то, что не всегда получается добиться от подчиненных того, что хочется.
Он посмотрел на меня из-под густых бровей и сказал: «Общение с подчиненными можно сравнить с поездкой на автомобиле. Сначала ты должен определить сам для себя как ты поедешь, как быстро тебе нужно доехать, а главное зачем ты туда едешь. А вот дальше начинается самое интересное. Ты начинаешь движение, выезжаешь на улицу, а там пробка. Ты должен посмотреть на часы и проконтролировать успеваешь ты или нет. Если у тебя есть запас времени, ты можешь и дальше стоять в пробке. А если тебе нужно на день рождения сына и ровно к определенному времени? Ты будешь менять маршрут искать другие пути как доехать до места. Самая главная задача и искусство водителя — это знать где могут быть пробки и вовремя их объехать чтобы успеть к нужному времени в нужное место. Точно так же и с подчиненными, ты должен знать где у них могут быть трудности, проконтролировать их в этих местах и в случае необходимости направить их по другому маршруту, чтобы они приехали в нужное место и к нужному сроку. Понимаешь?»
Тогда я сказал, что понимаю, поблагодарил за совет, подписал документ и ушел.
На самом деле я ничего не понял, но придя на рабочее место я начал искать теорию. Со временем я понял, что он говорил про различные типы управленческого воздействия, которые должен оказывать на своих подчиненный руководитель, про промежуточный контроль и обратную связь, про постановку задачи и про финальный контроль. Да, я это понял далеко не сразу, но тот совет запомнился мне на многие годы.
Опираясь на изученный материал, я стал менять свое общение с подчиненными, они стали отвечать мне сторицей. И я был был бесконечно рад за то, что Владимир Иванович подсказал мне, куда мне нужно двигаться.
Далее я буду давать вам именно тот материал, который изменил многое в моем общении с подчиненными из роли руководителя. Он позволит вам в своей работе, не наломать много дров и не набить много шишек как это сделал я, когда только начинал свой путь как руководитель.

Вот и все. Ваша история готова.

Комментариев нет: