Приветствую

Добро пожаловать, мой искушенный читатель, а раз ты здесь- то это именно так, ко мне в гости. Это блог - моя Копилка опыта. А значит он о разном. Здесь ты можешь найти много полезных вещей, развлечься и даже чему-то научиться, потому что мне важно, чтобы ты захотел прийти ко мне еще. ))) Я всегда открыта к обратной связи, буду рада твоим метким комментариям и пожеланиям от души.
Ну что, поехали!

воскресенье, 13 декабря 2009 г.

Тайм-менеджмент: часть 1

Тайм-менеджмент или расстановка приоритетов.
Когда я слышу из уст другого человека выражение «Я не сделал, потому что мне было лень» - мне часто становится смешно. Почему так?
С моей точки зрения – это просто отговорка, или выражаясь простым языком «отмазка», чтобы не делать того, что не хочется, а точнее того, что не входит в список приоритетов на сегодняшний день.
Ибо сколько бы ни твердили нам о различных теориях мотивации, когда тебе это действительно очень нужно, так нужно, что просто жить без этого не можешь – ты возьмешь и сделаешь.
- Хорошо,- скажете Вы, но ведь иногда я умом понимаю, что мне это нужно и что это полезно и я бы рад был бы сделать – да вот лень-матушка.
-Значит, - отвечу я – тут два варианта: либо налицо отсутствие самодисциплины в целом, как недостаток сформированных волевых качеств личности, либо цель не основана на внутренних приоритетах, а навязана, например, родителями или обществом.
-Что значит, основана на внутренних приоритетах – спросите Вы. И как понять, стоит ли за нее браться, при этом «буквально насилуя себя» и свою личность?
- Сразу скажу, что насиловать никого не придется. Приоритеты – это ваша внутренняя система ценностей. Это то, ради чего Вы готовы вкладывать усилия, деньги, время и другие ресурсы.
Но самое сложное, это то, что пирамида этих ценностей выстроена у нас определенным образом, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. И иногда мы думаем, что например, здоровье у нас на первом месте – в лидерах. А на самом деле – ровно ничего не делаем для поддержания этого здоровья.
По статистике, только 60% людей, заплативших за годовой абонемент в фитнес-зал, посещают его регулярно. Почему так происходит?
Потому что на бессознательном уровне, во-первых, на уровне родительской модели поведения как образца, мы не приучены регулярно посещать бассейн или тренировки. Нет позитивного и вдохновляющего примера родителей. Или второй вариант, у нас со здоровьем и так все пока хорошо, и собственно, зачем мне заниматься, если у меня ничего не болит?
- Ничего не болит – и Слава Богу, но все-таки заниматься профилактикой намного легче , приятнее, и , согласитесь, дешевле, нежели лечением.
Данный пример, который я привела, относится, конечно, к базовым ценностям – я бы сказала, стратегически важным для выживания индивида.
И поэтому, если уж совсем будет плохо, то мы готовы отдать любые ресурсы за возможность сохранять полноценную интенсивную жизнь.
Хорошо, а как быть с другими делами, которые надо бы очень сделать, да вот лень.
Очень часто люди приходят ко мне на тренинг и говорят: «Вот уже делаю ремонт второй год» - все никак не могу закончить. Почему так происходит, и что я могу с этим делать?».
- Во-первых, неплохо бы разобраться, какое место в системе ценностей занимает у клиента «уют в доме». Кстати, само переформулирование слова «ремонт в доме» на «уют и комфорт в доме» (в НЛП это называется однословный рефрейминг) уже многое меняет у клиента.
Далее, можно пойти двумя путями: 1. работой с образами, метафорами (правополушарные техники) или 2. проведя спецификацию цели, т.е. разложив ее по полочкам (левополушарная техника).
В НЛП есть отличная техника «Генератор нового поведения». Суть в том, чтобы перевести результат из «надо» в «хочу». А для этого нужно побыть немножко режиссером и максимально ярко и красочно визуализировать результат нашего ремонта. Станьте Стивеном Спилбергом в своем воображении. Оставайтесь диссоцииpованным, пока вы слушаете и монтиpyете звyковyю доpожкy. Вы и главный герой, и pежиссеp. Если в сцене yчаствyют дpyгие люди, отметьте их реакции на то, что вы делаете.
Осуществляйте pежиссypy сцены и звука до тех поp, пока вы не будете полностью yдовлетвоpены. Затем войдите внyтpь образа самого себя и сыграйте эту сцену заново так, как будто вы сами это делаете. В то время, как вы это делаете, обратите особенное внимание и на свои ощущения, и на реакции людей вокpyг вас. Действительно ли это новое поведение выражает ваши ценности и вашу личную целостность?
Если ваши ощущения вам не нравятся, вернитесь в pежиссеpское кресло и переделайте фильм, прежде чем снова войти в него. Когда вы будете довольны своим воображаемым исполнением, определите внyтpенний или внешний сигнал, который вы можете использовать в качестве тpиггеpа, запускающего ваше новое поведение. Мысленно отpепетиpyйте, как в ответ на этот сигнал вы начинаете осуществлять новое поведение.
Если мы говорим про сознательную часть работы с целью, то здесь уместна техника спецификация цели.
1. Цель должна быть сформулирована конкретно, от первого лица. Т.е., формулировка цели «я хочу, чтобы, моя жена/муж доделали ремонт в квартире» – достаточно бессмысленна, так как мы достигаем только тех целей, за которые берем ответственность.
2. Где? Когда? И с кем я эту цель достигну и реализую? Какие ресурсы внешние и внутренние мне понадобятся?
3. Установить четкие сроки для реализации. Например, до февраля 2010.
4. Что мешает? Какие есть ограничения?
5. Какие есть варианты решения ограничений и другие способы достижения цели?
6. Какие первые шаги? Т.е. что я готов сделать прямо сегодня?
Ремонт, это конечно, здорово – скажите Вы, но причем тут Тайм-менеджмент и расстановка приоритетов?
Проводя тренинги по Тайм - менеджменту более 5 лет, скажу, что расстановка приоритетов - красной нитью проходит через все технологии ТМ.
Только полностью осознавая свои приоритеты, мы способны концентрироваться на главном, не увязая в мелочах.
Основная проблема человека в целом, это огромный поток информации, который лавиной обрушивается через интернет, СМИ, от других людей и т.д.
На сегодняшний день многие работодатели понимают это и ограничивают сотрудников к доступу в интернет, особенно на специальные сайты, как одноклассники, в контакте, форумы и пр. но в данном случае, работодатель – это мудрый отец, который ставит «ограничения сверху». А подлинная свобода, это когда у человека есть выбор, и он выбирает работу.
Да-да, Вы можете смеяться, но когда у человека есть важная и интересная профессиональная цель, которую он хочет достичь, есть круг задач, которые он должен выполнить к определенному сроку, он забывает о существовании форумов, айсекью и прочих «радостях интернета».

Хочется привести известную, любимую моими многими студентами притчу о банке с камнями.

... Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, она пустая, — сказал кто-то.
-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, — А теперь что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, а теперь банка полная! — опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
-Теперь банка полная!!! — начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
-Ну теперь-то банка точно полная — загалдели студенты. Тогда преподаватель, хитро улыбаясь, вытащил две бутылки пива и влил их в банку:
— А вот теперь банка полна! — сказал он. — А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка — это наша жизнь, камни — это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох — это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т. д.; а песок — это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.
— Профессор, — спросил кто-то из студентов — а что означают бутылки пива???!!!
Профессор опять хитро улыбнулся:
— Они означают то, что, не смотря ни на какие проблемы, всегда есть время на то, что бы расслабиться и пропустить пару бутылочек пива с друзьями!

Комментариев нет: